Король кабинетного художественного литья России Михайлов Белорецкий.

Алексей Леонидович Михайлов-Белорецкий (творческий псевдоним Александр Белорецкий, Александр Михайлов-Белорецкий; род. 10 ноября 1967, Белорецк, Башкирская АССР) – российский концепт-скульптор. Учёба по специальности «Формовщик художественного литья» в Каслинском СПТУ № 18 Челябинской области.

Зимой увидел по телевизору сюжет про Каслинское СПТУ № 18, где учат на формовщика художественного литья, и загорелся мечтой там учиться.

Весной 1984 года бросил учиться в ПТУ № 31 города Гурьевска и уехал на Урал, в город Касли Челябинской области – старинный железоделательный завод, который прославился на весь мир своим чугунным художественным литьём.

В училище маленького уральского городка Касли, в те годы, преподавали лепку выдающиеся советские скульпторы, уровня которых не было даже, например, в Красноярском государственном художественном институте: скульптор, член СХ СССР, золотой медалист ВДНХ СССР — Манаенков С.П., окончил Московское (Строгановское) высшее художественно-промышленное училище;

скульптор, член СХ СССР, золотой медалист ВДНХ СССР — Игнатьев В.П. По

моделям этих скульпторов на Каслинском машиностроительном заводе отливалось немало каслинских скульптур.

На всю жизнь запомнил учительницу алгебры, и руководительницу группы формовщиков, Александру Михайловну Дунаеву – жену одного из лучших директоров училищ Челябинской области – Александра Германовича Дунаева, которые отнеслись к нему с семейным теплом.

В 1980-е годы был расцвет Каслинского машиностроительного завода, Каслинского профессионально-технического училища № 18: в период 1984-87 года в нём преподавал цвет профессионально-технических руководителей и учителей Каслей — В.И. Родионов, Зоя Дмитриева, А.Р. Никитин, В.С. Снегирев, Е.А Елисеев. Ю.Ф. Зимин.

В 1986 году изготовил первую чугунную композицию кабинетного художественного литья – Летающая тарелка («Круги на воде» — авторское название, но не прижилось).

В начале 1987 года, под руководством Игнатьева В.П., и вместе с ещё одним сокурсником, отвёз скульптуру в Москву, на ВДНХ, где в это время проходила всесоюзная выставка творчества учащихся профтехобразования.

Увидев впервые в жизни такой огромный и красивый город – Москву, он влюбился в неё на всю жизнь.

Маленькая чугунная скульптурная композиция из Каслинского ПТУ – 18 «Круги на воде», произвела сенсацию на выставке тем, что именно на это изделие обратила особое внимание французская делегация,

которая выразила желание купить эту композицию учащегося каслинского училища.

В то время «Железного занавеса», сами по себе иностранные гости были редкостью, поэтому этот сюжет попал даже в программу «Время» ТВ СССР, что было невероятным успехом в период СССР, когда на весь Советский Союз транслировался всего один канал, и была только одна новостная передача «Время», в новости которой было крайне сложно попасть.

Вероятно, французов привлекла редкая в СССР политическая неангажированность скульптурной композиции «Круги на воде». Сценка с летающей тарелкой, с инопланетянами, — на камышовом болоте, с удивлённым мальчиком — в модных джинсах, смотрелась «белой вороной» на фоне коммунистическо-ангажированных изделий остальных молодых ремесленников СССР.

Эта аполитичная скульптура стала одной из первых скульптурных знамений будущего обрушения коммунистической идеологии в России, которая произойдёт уже через 3 года – в 1990 году.

Несмотря на сенсацию, связанную со скульптурой каслинского формовщика художественного литья — Алексея Михайлова, его изделие не было отмечено комитетом выставки даже бронзовой медалью ВДНХ – именно из-за аполитичности его скульптуры.

И здесь высокая оценка французов только придала композиции аутсайдерский статус изделия — «которую хотела купить французская буржуазия». Поэтому Михайлов получил только ничего не стоящую медаль юного участника ВДНХ.

Под впечатление телерепортажей о динамичном технологическом рывке Японии — знаменитого журналиста япониста Владимира Цветова, который резко контрастировал с унылой серой провинциальной жизнью Сибири, периода крушения социализма в СССР и распада советской экономики, Михайлов захотел эмигрировать в Японию, чтобы заниматься там миниатюрной скульптурой типа нэцкэ и моделями пластиковых фигурок, которые наводнили стихийные рынки переходного периода России.

Для этого он сел на поезд Москва – Владивосток, и приехал в портовый город Находка, откуда до Японии примерно 700 километров — по Японскому морю.

В советский период в Находке находились дальневосточные иностранные консульства, в том числе – Генеральное консульство Японии.

Чтобы наладить отношения с японским консулом, начинающий скульптор, в присутствии заместителя главы Находки, подарил заместителю генерального консула Японии свою чугунную композицию в жанре баллада – Кит.

Но Михайлов передумал покидать Россию и вернулся в Кузбасс. В сентябре 1991 года, благодаря протекции директора Кусинского машиностроительного завода Столбикова Бориса Лаврентьевича, был принят на инженерную должность конструктора – дизайнера, не имея профильного высшего образования.

На КМЗ Михайлову отлили по его модели чугунные кабинетные скульптуры «Дискавери», «Сердце скорпиона», «Сердце скорпиона» – 2. Как представитель КМЗ, пытался заключить контракт с московским представительством японской фирмы «Хитачи», по поставке своей авторской скульптуры в Японию, но неудачно. Из-за зависти и интриг старших коллег Михайлову пришлось уволиться с КМЗ уже в мае 1992 года.

Летом 1993 года приехал в Москву, на московском машиностроительном заводе «Кросно» — «Памяти революции 1905 года», благодаря руководителю литейного цеха Булычеву, ему отлили первую бронзовую скульптурную композицию – «Осьминог и корабль».

Сюжет композиции представлял собой момент нападения гигантского осьминога на средневековую каравеллу, на которой дюжина моряков пытается спастись, каждый по-своему.

Осенью того же года приехал в Екатеринбург, чтобы показать скульптуру в Екатеринбургском Музее Изобразительных Искусств, в котором выставлен знаменитый Каслинский чугунный павильон Всемирной выставки в Париже 1900 года.

Здесь Михайлову повезло с профессиональным направлением: заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств — известный искусствовед Урала — Олег Петрович Губкин — порекомендовал ему обратиться к доценту кафедры металлургии УПИ — УГТУ Владимиру Ивановичу Антипенко, который в этот период руководил цехом производства художественного литья при кафедре – «Литур».
Где он был тепло принят, и получил полную свободу творчества.

Поэтому всю жизнь Михайлов считал Губкина и Антипенко своими «отцами» в профессии скульптора.

Благодаря протекции В.И. Антипенко устроился на работу вахтёра УПИ – УГТУ, получил служебную комнату в университетском общежитии. Что позволило работать модельщиком на фирме «Литур» и изготавливать свои скульптуры из бронзы — с 1994 по 1997 год.

Вернулся в Гурьевск, Кемеровской области, где в 1999 году собрал, вместе с токарем — мастером на все руки — Петром Квасовым, композицию «Слон и скорпион»,