Александр Михайлов-Белорецкий

Король художественного литья

 

Алексей Леонидович Михайлов-Белорецкий (творческий псевдоним Александр Белорецкий, Александр Михайлов-Белорецкий; род. 10 ноября 1967, Белорецк, Башкирская АССР) – российский концепт-скульптор. Учёба по специальности «Формовщик художественного литья» в Каслинском СПТУ № 18 Челябинской области.

Зимой увидел по телевизору сюжет про Каслинское СПТУ № 18, где учат на формовщика художественного литья, и загорелся мечтой там учиться.

Весной 1984 года бросил учиться в ПТУ № 31 города Гурьевска и уехал на Урал, в город Касли Челябинской области – старинный железоделательный завод, который прославился на весь мир своим чугунным художественным литьём.

 

В училище маленького уральского городка Касли, в те годы, преподавали лепку выдающиеся советские скульпторы, уровня которых не было даже, например, в Красноярском государственном художественном институте: скульптор, член СХ СССР, золотой медалист ВДНХ СССР — Манаенков С.П., окончил Московское (Строгановское) высшее художественно-промышленное училище;

скульптор, член СХ СССР, золотой медалист ВДНХ СССР — Игнатьев В.П. По моделям этих скульпторов на Каслинском машиностроительном заводе отливалось немало каслинских скульптур.

На всю жизнь запомнил учительницу алгебры, и руководительницу группы формовщиков, Александру Михайловну Дунаеву – жену одного из лучших директоров училищ Челябинской области – Александра Германовича Дунаева, которые отнеслись к нему с семейным теплом.

В 1980-е годы был расцвет Каслинского машиностроительного завода, Каслинского профессионально-технического училища № 18: в период 1984-87 года в нём преподавал цвет профессионально-технических руководителей и учителей Каслей — В.И. Родионов, Зоя Дмитриева, А.Р. Никитин, В.С. Снегирев, Е.А Елисеев. Ю.Ф. Зимин.

В 1986 году изготовил первую чугунную композицию кабинетного художественного литья – Летающая тарелка («Круги на воде» — авторское название, но не прижилось).

 

В начале 1987 года, под руководством Игнатьева В.П., и вместе с ещё одним сокурсником, отвёз скульптуру в Москву, на ВДНХ, где в это время проходила всесоюзная выставка творчества учащихся профтехобразования.

Увидев впервые в жизни такой огромный и красивый город – Москву, он влюбился в неё на всю жизнь.

 

 

Маленькая чугунная скульптурная композиция из Каслинского ПТУ – 18 «Круги на воде», произвела сенсацию на выставке тем, что именно на это изделие обратила особое внимание французская делегация, которая выразила желание купить эту композицию учащегося каслинского училища.

В то время «Железного занавеса», сами по себе иностранные гости были редкостью, поэтому этот сюжет попал даже в программу «Время» ТВ СССР, что было невероятным успехом в период СССР, когда на весь Советский Союз транслировался всего один канал, и была только одна новостная передача «Время», в новости которой было крайне сложно попасть.

 

Вероятно, французов привлекла редкая в СССР политическая неангажированность скульптурной композиции «Круги на воде». Сценка с летающей тарелкой, с инопланетянами, — на камышовом болоте, с удивлённым мальчиком — в модных джинсах, смотрелась «белой вороной» на фоне коммунистическо-ангажированных изделий остальных молодых ремесленников СССР.

Эта аполитичная скульптура стала одной из первых скульптурных знамений будущего обрушения коммунистической идеологии в России, которая произойдёт уже через 3 года – в 1990 году.

Несмотря на сенсацию, связанную со скульптурой каслинского формовщика художественного литья — Алексея Михайлова, его изделие не было отмечено комитетом выставки даже бронзовой медалью ВДНХ – именно из-за аполитичности его скульптуры.

И здесь высокая оценка французов только придала композиции аутсайдерский статус изделия — «которую хотела купить французская буржуазия». Поэтому Михайлов получил только ничего не стоящую медаль юного участника ВДНХ.

Под впечатление телерепортажей о динамичном технологическом рывке Японии — знаменитого журналиста япониста Владимира Цветова, который резко контрастировал с унылой серой провинциальной жизнью Сибири, периода крушения социализма в СССР и распада советской экономики, Михайлов захотел эмигрировать в Японию, чтобы заниматься там миниатюрной скульптурой типа нэцкэ и моделями пластиковых фигурок, которые наводнили стихийные рынки переходного периода России.

Для этого он сел на поезд Москва – Владивосток, и приехал в портовый город Находка, откуда до Японии примерно 700 километров — по Японскому морю. В советский период в Находке находились дальневосточные иностранные консульства, в том числе – Генеральное консульство Японии.

Чтобы наладить отношения с японским консулом, начинающий скульптор, в присутствии заместителя главы Находки,  подарил заместителю генерального консула Японии свою чугунную композицию в жанре баллада – Кит.

Но Михайлов передумал покидать Россию и вернулся в Кузбасс. В сентябре 1991 года, благодаря протекции директора Кусинского машиностроительного завода Столбикова Бориса Лаврентьевича, был принят на инженерную должность конструктора – дизайнера, не имея профильного высшего образования.

На КМЗ Михайлову отлили по его модели чугунные кабинетные скульптуры «Дискавери», «Сердце скорпиона», «Сердце скорпиона» – 2. Как представитель КМЗ, пытался заключить контракт с московским представительством японской фирмы «Хитачи», по поставке своей авторской скульптуры в Японию, но неудачно. Из-за зависти и интриг старших коллег Михайлову пришлось уволиться с КМЗ уже в мае 1992 года.

Летом 1993 года приехал в Москву, на московском машиностроительном заводе «Кросно» — «Памяти революции 1905 года», благодаря руководителю литейного цеха Булычеву, ему отлили первую бронзовую скульптурную композицию – «Осьминог и корабль».

Сюжет композиции представлял собой момент нападения гигантского осьминога на средневековую каравеллу, на которой дюжина моряков пытается спастись, каждый по-своему.

Осенью того же года приехал в Екатеринбург, чтобы показать скульптуру в Екатеринбургском Музее Изобразительных Искусств, в котором выставлен знаменитый Каслинский чугунный павильон Всемирной выставки в Париже 1900 года.

Здесь Михайлову повезло с профессиональным направлением: заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств — известный искусствовед Урала — Олег Петрович Губкин — порекомендовал ему обратиться к доценту кафедры металлургии УПИ — УГТУ Владимиру Ивановичу Антипенко, который в этот период руководил цехом производства художественного литья при кафедре – «Литур».

Где он был тепло принят, и получил полную свободу творчества.

Поэтому всю жизнь Михайлов считал Губкина и Антипенко своими «отцами» в профессии скульптора.

Благодаря протекции В.И. Антипенко устроился на работу вахтёра УПИ – УГТУ, получил служебную комнату в университетском общежитии. Что позволило работать модельщиком на фирме «Литур» и изготавливать свои скульптуры из бронзы — с 1994 по 1997 год.

Вернулся в Гурьевск, Кемеровской области, где в 1999 году собрал, вместе с токарем — мастером на все руки — Петром Квасовым, композицию «Слон и скорпион»,

 

и вместе предложили её местному предпринимателю, занимавшемуся золотодобычей, который оплатил позолоту композиции в Екатеринбурге, и купил скульптуру за 1000 долларов, что не окупило даже её производство.

В 2000 году, скульптура была передана в подарок министру природных ресурсов Российской Федерации — Борису Александровичу Яцкевичу.

В 2000 году собрал композицию «Нефтяная вышка», и «Охота на кита», которые были проданы, по ещё более низкой цене, всё тому же предпринимателю, который перепродал их «нужным людям». Композицию «Борьба Тарзана с крокодилом» вообще другой предприниматель забрал и не оплатил.

 

Убедившись, что по той цене, по которой продаются его скульптуры, нельзя окупить даже затраты на их изготовление, Михайлов решил бросить скульптуру, и в 2001 году уехал в Москву на заработки — неквалифицированным рабочим.

В 2013 году Михайлов поехал в гости к знакомой по переписке, в город Кириши, Ленинградской области. Пожениться не получилось, но в течении недели ездил в Санкт-Петербург, на экскурсию в Эрмитаж.

И в Эрмитаже, глядя на мраморные статуи и бюсты древнегреческих богов и нимф – в Михайлове, после 14- летнего перерыва, проснулось призвание – захотелось вернуться в профессию скульптора.

Вернувшись в Гурьевск, 1 ноября 2014 года, слепил первую свою монументальную статую – высотой в 3 метра – статую основателя Гурьевска — Поликарпа Залесова.

Статуя была слеплена из папье-маше — на топиарном каркасе из железной проволоки. Первый блин получился комом – статуя имела заметные дефекты в анатомии и в обмундировании.

Весной 2015 года статуя Залесова предлагалась в дар настоятелю барнаульского Храма Иоанна Предтечи – Иоанну Мельникову, для установки на месте бывшего Нагорного кладбища, который до 20 века был главным некрополем алтайских горных инженеров, и где Залесов П.М. был похоронен — в 1835 году. Благословение на памятник дал сам митрополит Барнаульский и Алтайский — Сергий.

Но в администрации города Барнаула памятник такого низкого качества исполнения принять отказались, хотя могли принять как выдающуюся идею памятника, которую мог бы реализовать барнаульский скульптор.

В 2017 году статуя Залесова была слеплена Михайловым заново — в гораздо лучшем качестве. На дату 2023 года – это лучшая в России, трёхметровая статуя, в мундире русского горного инженера — начала 19 века.

 

Однако администрация Гурьевского муниципального района статую основателя Гурьевска и чёрной металлургии Кузбасса опять проигнорировала.

В 2018 году, спустя 18 лет, Михайлов решил вернуться к изготовлению кабинетного художественного литья, и сделал композицию «Урал-копь» – авторский повтор композиции «Золотоискатели» 1995 года.

В 2020 году создал первую в России спутниковую карту высокого разрешения – Гурьевского муниципального округа. Задача была сложная технически: требовалось соединить между собой кусочки спутниковых фрагментов местности, выровнять их по цвету, сделать незаметными стыки, и усилить очертания рек. О чём сообщило телевидение Кемеровской области «Вести-Кузбасс» 21.09. 2020 году.

 

В марте 2021 года, подводились итоги областного, сетевого конкурса проектов памятника медикам Кузбасса, боровшимся с Ковидом, на конкурсе участвовали отец и сын Зиничи. Веб общественностью Кемеровской области все проекты, всех Зиничей, были забракованы.

Михайлов поспешил сделать свой проект памятника медикам Кузбасса, который назвал «Медицинская троица», и послал его на конкурс.

На повторный конкурс, впервые в биографии Михайлова, он был приглашён на конкурс проектов памятника самим министром здравоохранения Кузбасса – Михаилом Малиным, которому понравился проект «Медицинская троица».

Проект Михайлова выглядел значительно более выигрышно, как на фоне первого раунда конкурса, на котором проиграли Зиничи, со своими проектами, в виде депрессивного вида врачей в «скафандрах», так и на фоне проектов второго раунда.

Но, на второй раунд Михайлов А.Л. всё-таки не был допущен новым министром культуры области — Анной Юдиной, против участия Михайлова на конкурсе были и все члены жюри конкурса, которых Михайлов не раз критиковал за их ошибочные решения в области новокузнецкой скульптуры.

 

В 2018 году решил жениться, с целью рождения ребёнка. Познакомился на сайте знакомств с жительницей города Старая Русса. Поездка на смотрины оказалась неудачной для бракосочетания, но знаменательной для духовного развития. Оказалось, что в Старой Руссе в 19 веке жила семья Достоевского, и скульптор посетил дом музей Фёдора Достоевского.

После этой поездки возникла идея сделать проект памятника чете Достоевских. И такой проект он создал в 2022 году.

 

Чугунные скульптуры в каслинском кабинетном художественном литье Урала, и бронзовые скульптуры кабинетного художественного литья Екатеринбурга — авторства А.Л. Михайлова Белорецкого.

• «Летающая тарелка» (1987, чугун),

 

• «Робинзон Крузо»,

 

• «Лодка Ра»,

 

• «Встреча»,

 

• «Кит» – баллада (1990, чугун),

• «Сердце Скорпиона» (1992, чугун),

 

• «Сердце скорпиона» малая (1992, чугун,

цветная стеклянная эмаль, гальваника),

• «Дискавери» (1992, чугун),

• «Осьминог и корабль» – баллада (1993, бронза),

• «Поцелуй» (1994, бронза),

• «Дискавери – 2» (1995, бронза),

• «Золотоискатели» (1995, бронза),

 

• «Десантник» (1995, бронза),

 

• «Кит – 2» – баллада (1995, бронза),

• «Литейщик» (1996, бронза),

 

• «Рамфохорн» (1996, бронза),

 

• «Крылатый литейщик» (1996, бронза),

 

• «Распятие» (1997, бронза, деревянный крест),

• «Слон и скорпион» – баллада (1999, позолоченная бронза, сердолики),

 

• «Рыцарь на коне» (1999, посеребрённая бронза),

• «Нефтяная вышка» – баллада (2000, бронза, чёрный агат),

• «Охота на кита» – баллада (2000, бронза),

 

«Борьба Тарзана с крокодилом» – (2000, бронза, самоцветы),

 

• «Урал-копь» (2018, бронза, чернение),

 

• «Путин с орлом на белом медведе» (2022, бронза, чернение).

 

Нововведение Михайлова Белорецкого в кабинетное художественное литьё России:

В 1999 году, через всероссийский журнал «Металлург», № 12, объявил о возникновении нового жанра в кабинетном художественном литье, который назвал – Баллада.

Отличительная характеристика нового жанра – многофигурность композиции – фигурок не менее 7, которые находятся в сюжетном противопоставлении с одним крупным зоо-, фито-, техно-, или архобъектом.

Самой зрелищной композицией жанра Баллада в России является бронзовая композиция «Осьминог и корабль», 1993 года изготовления (Москва, «Кросно»).

Вторая зрелищная композиция жанра Баллада в России – позолоченная композиция «Слон и скорпион», 1999 года изготовления (Екатеринбург, «Литур»).

 

Графический рисунок «Крылатый литейщик» — символ персональной выставки А.Л. Михайлова в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, 1997 года.